23 ноября 2017 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет), который, без сомнения, ждали все в нашей стране.
Не все нормы Декрета вступают в силу одновременно: некоторые – после официального опубликования Декрета, основная часть – через 3 месяца после официального опубликования, иные с 23.07.2018 года, еще часть – после вступления в силу указа Президента Республики Беларусь об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования.
Полагается, что Декрет существенно упростит условия ведения бизнеса в Республике Беларусь, однако как именно все будет происходить, будет лучше видно на практике.
Декрет затронул такие сферы деятельности субъектов хозяйствования, как:
— сфера торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
— сфера организации и проведения выставок и ярмарок;
— сфера производства и обращения продукции;
— сфера строительства;
— осуществление транспортной деятельности;
— сфера рекламной деятельности.
Остановимся подробнее на сферах строительства и производства продукции.
В соответствии с подпунктом 4.4 п. 4 Декрета субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности выполняют строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации (для целей Декрета под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций) объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.
Также не требуется обращаться за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, за исключением проектной документации на объекты, расположенные в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Разрешается при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной, при наличии утвержденной проектной документации на строительство объектов) на строительство объектов осуществление производства строительно-монтажных работ на объектах строительства после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение двух лет после его получения.
Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности оказывают при строительстве объектов «под ключ» заказчику весь комплекс инженерных услуг, кроме осуществления технического надзора за строительством, а также следующих функций, которые относятся к компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика:
а) принятие решения о строительстве объекта;
б) утверждение проектной документации;
в) обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;
г) принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;
д) утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.
Для целей Декрета под строительством объекта «под ключ» понимается осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.
Субъектам хозяйствования предоставлено право при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, в том числе получать разрешительную документацию. Одновременно установлен перечень функций заказчика, которые не подлежат передаче инженерной организации.
Срок резервирования денежных средств (в случае выбора такой формы обеспечения обязательств) на специальном счете в размере 1,5 процента стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества снижен и установлен в 2 года.
Не применяются установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).
Не требуется наличие аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, при осуществлении разработки предпроектной (предынвестиционной) документации.
Согласно подпункту 4.3 п. 4 Декрета субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности осуществляют ввод в эксплуатацию, выпуск в обращение продукции, а также выполнение процессов, связанных с жизненным циклом продукции:
а) соответствующие требованиям безопасности (для целей Декрета под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска возможного причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан);
б) соответствующие требованиям принятых (утвержденных) и вступивших в силу технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза и Евразийского экономического союза;
в) прошедшие при необходимости процедуру обязательного подтверждения соответствия, обязательную оценку соответствия в иных формах. Обязательное подтверждение соответствия может быть предусмотрено только техническими регламентами Республики Беларусь, Таможенного союза и Евразийского экономического союза либо введено Президентом Республики Беларусь или в порядке, им определяемом, в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования. Иные формы обязательной оценки соответствия могут быть предусмотрены только техническими регламентами Таможенного союза или Евразийского экономического союза.
Декрет предусматривает также многие другие важные изменения при осуществлении деятельности, например:
— абзацем 10 п. 1 Декрета предусмотрен принцип открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, в том числе текстов обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности;
— согласно подпункту 3.11 п. 3 Декрета субъекты хозяйствования вправе не использовать печати;
— и т.д.
За подробной консультацией обращайтесь, пожалуйста, в ООО «ЛЕКОД» по телефону +375 17 308 70 91 (92), а также e-mail: mail@lecode.by